ЛІМ Новини Корпорації

Гора родила мышь: о новом Андруховиче

«Счастье есть! И оно уже приехало. С 11 ноября стартуют продажи «Лексикона интимных городов» Юрия Андруховича!» – пишет арт-менеджер одного из винницких книжных магазинов

Новая книга Юрия Андруховича «Лексикон интимных городов» появилась в книжных магазинах на этой неделе. В пятницу, 11 ноября, автор уже представит книгу в Киеве. Затем – 13 ноября в Черновцах. Объем книги – около пятисот страниц.

Автобиографический путеводитель по ста одиннадцати городам мира – вот краткое описание новой книги украинского писателя. Будапешт, Краков, Венеция, Днепропетровск, Грац, Лейпциг и так далее. Короткие, как заявляет автор, эссе (модный жанр в современной украинской литературе) о каждом городе. Самый длинный опус, конечно, о Львове.

Чем-то его книга напоминает воспоминания бывалого гуляки: «Вот тут я был, мед-пиво пил, там я дебоширил, а вот это сооружение мне по душе». С другой стороны, чего можно ожидать от человека, провозгласившего себя постмодернистом? Лишь привязки к собственному эго, впечатлений да пары реминисценций, разбавленных фактами из брошюр-путеводителей.

У русского писателя Петра Вайля есть замечательная книга – «Гений места». В ней автор гармонично связывает биографию гениев разных эпох с городами, в которых они жили. Безо всякой привязки ко времени, но с привязкой к пространству. Видимо, прав был Ларошфуко, утверждая, что наш характер формируют те места, где мы живем. Вайль подтвердил эту гипотезу.

Или вот Григорий Чхартишвили и его «второе я» Борис Акунин выпустили книгу «Кладбищенские истории». Взгляд двух писателей, но одного человека на кладбища всего мира – это и сборник очерков (от лица Чхартишвили), и сборник придуманных историй, рассказов от имени Акунина. Но при этом, от книги совсем не несет тафофилией (пристрастием к кладбищам). Напротив, автор, как истинный исследователь, ставит перед собой цель – разгадать «Тайну Прошедшего Времени: куда оно девается и что происходит с людьми, его населявшими». И по ходу чтения, иногда начинает казаться, что Чхартишвили-Акунин ее разгадал.

Что же у Андруховича?

Ни конкретно-исторического, ни художественно-религиозного запала в «Лексиконе интимных городов» нет. Скорее эссе в стиле «а вот так Я вижу этот город». Самим названием, Андрухович, конечно, оправдывает содержание, ведь «интимный» – глубоко личный. И вот тут прекрасный маркетинговый ход – ведь читатели очень любят копаться во всем «интимном», скрытом от всех этих самых литературных звезд. Так что книга просто обязана продаваться хорошо.

Интересно, что родной Станислав (так упрямо Андрухович именует Ивано-Франковск) он обходит стороной. Видимо, о «своем» либо следовало говорить хорошо, либо, как предпочел автор, не писать вовсе.

Андрухович пунктуален. В заглавии он отмечает, в каком году город был удостоен чести посещения Писателем (а еще – Поэтом, Публицистом, Чтецом своих стихов под музыку). И, конечно, расставляет города по алфавиту – ибо все должно быть расставлено по полочкам.

В общем, только людям с «Андруховичем головного мозга» рекомендуется к прочтению новая книга «пророка».

20 хвилин