ЗМІ про тур ЛІМ

Юрий Андрухович приехал на встречу со студентами на “Ягуаре”

В 12.50 на парковке возле Черкасского национального университета им. Богдана Хмельницкого останавливается серый “Ягуар”. Под задним стеклом рекламный плакат А4 с фотографией Юрия Андруховича в тур в поддержку его книги “Лексикон интимных городов”. Из автомобиля выходят писатель, издатель Святослав Помаранцев и режиссер Сергей Проскурня.

В конференц-зале на втором этаже университета уже заняты все места, приносят еще стулья. Собрались студенты-филологи, журналисты, редакторы и их преподаватели.

“Христос Воскрес” – приветствуется Помаранцев.

Ему хором отвечают: “Воистину воскрес!”.

Юрий Андрухович еще раз приветствуется. Он в черном пиджаке, мятой рубашке и джинсах. Мини-трибуну, за которую его пригласили, заслоняет китайская роза. Андрухович рассказывает о книге “Лексикон интимных городов”.

“Здесь 111 историй из 111 городов, где мне лично пришлось бывать. И здесь города на каждую букву алфавита. К сожалению, только на мягкий знак города нет. А как Вы думаете, – обращается писатель в зал, – на какую букву в мире больше городов?”.

Из зала стали звучать предположения: “Больше на “К”!”.

“Нет. Больше названий городов, как оказалось, начинающиеся буву “Б”. Вот история, случившейся со мной в одном из них, я вам зачитаю. Этот город – Белград”, – сказал писатель.

Андрухович начинает читать главу из своей книги. Студенты и преподаватели внимательно слушают. Здесь у преподавательницы, сидящей в двух шагах от писателя, звонит телефон. Мелодия довольно шумная. Андрухович делает паузу. Преподавательница берет трубку и разговаривает. Студенты перешептываются: “Вот свинство! А нас еще ругают”.

Первые аплодисменты сорвало прочтения Андруховичем стихотворения Виктора Недорака “Ляля Бо”.

Дочитав главу, Юрий Андрухович начал отвечать на вопросы и записки, которые на бумажках передавали ему студенты и преподаватели. В то время студентов собралось столько, что стояли и в коридоре. Одна из первых записок заставила Юрия засмеяться.

“Вы похожи на Лепса, – писал кто-то из студентов. – Играете на каком-нибудь инструменте?”

“Я начал писать, потому что не научился играть на одном инструменте”, – ответил писатель.

Вопросы были разные. От “Считаете ли Вы себя талантливым?” до “Кем хотели быть в детстве?”. На что Юрий Андрухович ответил: “Археологом. Я с 10-летнего возраста пытался вести раскопки во дворе нашего дома. Жили мы в “хрущевке” и, разумеется, вряд ли бы я что-то там нашел. Но хотел быть археологом. Пока однажды мне от этого не отказали”.

Одну записку Юрий Игоревич отказался читать, мол, она слишком интимная. Студентка, сидевшая рядом, обрадовалась. Спрашиваю у нее, что же там написано.

“Я написала, что он очень симпатичный и умеет следить за собой”, – говорит немного полненькая девушка.

После “творческого диалога” началась фотосессия и раздача автографов.

Книга “Лексикон интимных городов” на западе стоила 100 грн. Никто из студентов ее не купил.

“Мы не знали, что встреча будет сегодня, а потому и не брали с собой денег”, – говорит студентка 4-го курса Диана Тяско.

Председатель Черкасского областного Союза писателей Валентина Коваленко предлагает Святославу Помаранцеву подарить книгу Андруховича союзе писателей.

“Извините, но бюджет бесплатных книг уже исчерпан”, – отвечает ей издатель.

Студентам он бесплатно раздает сборки со стихами с фестиваля Meridian Czernowitz.

Захар Колисниченко