ЗМІ про нас

Слово о мифе

Выступление на дискуссии «Миф Черновцов» на книжной ярмарке в Лейпциге. 

В Германии город Czernowitz ассоциируется с именами классиков австро-немецкой поэзии, живших в городе между двумя мировыми войнами.

Тема дискуссии «Миф Czernowitz» вынуждает участников подумать о своей роли в мифологии этого города. Вакансий осталось немного. Иерархия городских богов и героев уже утверждена и разжалованию в ней никто не подлежит. Ну какой же бог уступит своё место или потеснится, если на кон поставлено бессмертие? Герои тоже не теряют надежды прорваться в вечность.

Мне кажется, я нашёл роль для нас, не героев и не богов, в этой самой мифологии. Я бы классифицировал нас как кентавров. Во-первых, мы, как и они, – тленные твари без видов на бессмертие. Во-вторых, некоторые кентавры были образованными и цивилизованными существами. У Хирона и Фола даже была репутация мудрецов, а Хирон, в отличие от прочих кентавров и кентавриц, был одет в хитон и обладал человеческими  ушами. Ну и, наконец, главное сходство. Фигурально говоря, мы тоже собраны из двух частей, двух секций. Одной, так сказать, задней частью мы обращены в прошлое, которое называется Czernowitz.  Другая же наша половина глядит со сдержанным пессимизмом в будущее.

Какие ещё кентаврические  свойства  присущи нам? Думаю, врождённое двуязычие, причём, оба языка могут быть в различных комбинациях: немецкий и украинский, румынский и идиш, русский и гуцульский, плюс полдюжины других языков, диалектов, говоров. Ночами же город до сих пор бормочет во сне по-османски, по-арабски, по-древнееврейски. Таким ржанием  можно хвастаться во весь голос и дерзко задирать хвост на виду у всех.

Я жил в городе в черновицкий период нынешней кайнозойской эры: в 50-60 годы ХХ столетия. Это было время ниспровержения богов, заклания героев, умерщвления памяти. Кентавры табунами носились по улицам и площадям, высекая искры из брусчатки. Но это были  дикие, свирепые существа с бородатыми мордами, лошадиными ушами и конскими гениталиями. Черновицкий период прошёл стороной, как ушли в доисторическую даль кочевые  племена скифов, касситов, тавров.

У классического мифа есть начало и конец. Миф Czernowitz пока не завершён, хотя время кентавров подходит к концу. Кто придёт им на смену в ХХI столетии? Кто обживётся в мифологии города, станет её венцом? Лично мне кажется, что это будут ихтиокентавры, сочетающие черты и свойства рыбы, коня и человека. Им будет открыт земной, воздушный и водный простор, они будут говорить на языках ветра, влаги, почвы. Нет, бессмертными они не станут, но постоянная прописка в созвездии Центавра им обеспечена.

Так что  продолжение  следует…

Игорь Померанцев, Радио Свобода